Основное богатство региона
- Александр Витальевич, какую долю ВРП на сегодняшний день занимает лесная отрасль и можно ли назвать ее системообразующей для экономики Архангельской области?
- Традиционно с советских времен заготовка и переработка древесины является ключевой отраслью региональной экономики. Эта сфера крайне важна не только с экономической, но и социальной точки зрения, так как создает огромное количество высокопроизводительных рабочих мест, особенно на селе. Доля лесопромышленного комплекса в структуре валового регионального продукта неуклонно растет. Если в 2017 году она составляла 12,6 %, в 2018-м – 13,1 %, то сейчас приближается к 15 процентам.
Что касается более ранних периодов, то по оценкам Минэкономпромнауки АО доля ЛПК в составе экономики региона составляла тогда порядка 8–10 %.
Разумеется, лесопереработка – системообразующая отрасль
для Поморья. Это хорошо заметно по большинству экономических показателей. Так, ее доля в объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей составляет свыше 50 %, в объеме инвестиций – 23 %. Еще десять лет назад объем отгружаемой продукции составлял 54 миллиарда рублей,
а в прошлом году он достиг отметки в 121,5 миллиарда!
- Растут ли объемы производства основных видов продукции и поступления в бюджет от лесников?
- Рост по всем показателям существенный, ежегодный. Если взять пятилетний период, то по сравнению с 2016 годом выпуск пиломатериалов увеличился на 29 %, топливных гранул – более чем в два раза, выпуск бумаги – на 8 %, картона – на 16 %.
Если говорить о налоговых поступлениях от предприятий ЛПК,
то в 2020 году они составили 4 миллиарда рублей. Но прошлый год из-за пандемии и непростой ситуации на рынках не совсем показательный.
К примеру, в более спокойном 2019 году платежи в консолидированный бюджет Архангельской области превышали 6 миллиардов. А пиковым для нас был 2018 год, когда налоговые поступления достигли 8 миллиардов рублей.
Уверен, что постепенно мы вновь придем к этим показателям. Крупный бизнес сейчас активно вкладывается в создание новых мощностей, модернизацию производства, обновление техники, что со временем позволит нарастить производство, а значит, и увеличить объем платежей
в региональную казну. Только в прошлом году инвестиции в основной капитал лесного бизнеса составили 18,7 миллиарда рублей.
Хорошей для отрасли является и мировая конъюнктура. Древесина становится всё дороже. Учитывая, что большая часть производимой продукции уходит на экспорт, экономика Поморья дополнительно выигрывает от складывающейся ситуации. Понятно, что рынок не может расти постоянно и со временем обязательно немного отыграет назад. Но то, что высокие цены на продукты переработки древесины это долгосрочный тренд, я нисколько не сомневаюсь.
- Может ли в сложившейся экономической обстановке лесоперерабатывающий комплекс стать драйвером развития муниципалитетов?
- А он, на мой взгляд, уже является таким драйвером. Особенно
в монопрофильных районах, где заготовка и переработка древесины является основной отраслью экономики. В таких муниципалитетах основная часть населения работает именно в ЛПК. Предприятия лесопромышленного комплекса являются градообразующими для многих муниципальных образований области. И жизнь в районах напрямую зависит от успешности их хозяйственной деятельности и уровня социальной активности.
Я после вступления в должность посетил, пожалуй, все крупнейшие производственные площадки региона. И лично убедился в том, что нашему бизнесу удалось создать даже в небольших населенных пунктах современные высокотехнологичные производства, где люди получают достойную зарплату, имеют социальные гарантии. Важно, что и многие предприниматели вкладываются в инфраструктурные проекты в городах и поселках, где расположены их производства.
Но ЛПК – это не только крупные заводы, но и небольшие пилорамы. Значительная роль на рынке труда и у малых и средних предприятий. Задача власти как института – обеспечить в этой сфере максимальную прозрачность. Это касается и вопросов лесовосстановления, и обязательного учета движения древесины, и охраны лесов, и соблюдения МСБ трудового законодательства. Над этим нам всем вместе еще предстоит работать.
Запрет на вывоз леса сработает в плюс
- По поручению президента с 1 января 2022 года будет запрещен вывоз из России необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Насколько это может отразиться на экономике региона?
- Архангельская область одна из немногих в России, где перерабатывается практически 100 % заготавливаемой древесины. Поэтому на нас запрет на вывоз «кругляка» практически никак не скажется. Мы даже выигрываем от этого. На территории Поморья сконцентрированы крупные перерабатывающие мощности, поэтому интерес лесозаготовителей, которым закрывают экспорт круглого леса, к региону и его ЛПК будет только расти.
Наша стратегия развития лесной отрасли подразумевает постепенное увеличение глубокой переработки древесины на территории области. Глубокая переработка позволяет наращивать отчисления бизнеса
в региональный бюджет, стимулирует предпринимателей вкладываться
в передовые технологии, активно осваивать лесосеку, создавать современные высокотехнологичные рабочие места, выплачивать людям достойную заработную плату за их труд. В этой цепочке всё взаимосвязано.
На сегодняшний день почти 70 % лесосеки Архангельской области находится в аренде у крупных предприятий. Можно спорить, хорошо ли это по отношению к малому и среднему бизнесу, но то, что такая ситуация добавляет порядка в лесу, совершенно точно. Крупный бизнес отвечает
за сохранение лесов, восстановление ресурсов, за грамотное освоение ресурсов. Отрасль движется вперед не за счет простого увеличения лесосеки, а за счет грамотной и эффективной производственной деятельности
в отрасли.
Но наращивая объемы в производстве экспортных пиломатериалов, топливных гранул, клееной фанеры, бумаги и картона, важно двигаться
и на следующие уровни переработки, максимально увеличивая добавленную стоимость выпускаемой продукции. С древесиной связано большое количество высокотехнологичных продуктов в фармакологии, биоэнергетике. Это очень перспективные направления, поэтому нужно садиться и разговаривать с бизнесом, вести конструктивный диалог о том, чтобы вместе двигаться в этом направлении. Я всегда буду за бизнес,
за производителя, но хочу, чтобы он тоже видел перспективы перехода
в более глубокую переработку сырья, стремился к этому. Понятно,
что инвестиции в такие мощности будут гораздо выше, чем в традиционных направлениях переработки. Однако и маржинальность производств обязательно окажется существенно выше. А рынок уже в среднесрочной перспективе обеспечит большой спрос на эту продукцию. Правительство Архангельской области со своей стороны готово создать максимально комфортные условия для компаний, которые будут создавать уникальные производственные мощности по глубокой переработке древесины.
- Вы затронули тему комфортных условий для бизнеса. Какие меры поддержки и льготы со стороны региональных властей существуют для инвесторов, желающих вкладывать свои средства как в создание новых производств, так и развитие уже действующих предприятий?
- Государство оказывает предприятиям лесного комплекса существенную помощь. Существуют как федеральные, так и региональные меры поддержки. Причем их достаточно много.
Например, в регионе действуют льготы по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет: организациям, осуществляющим вложения в основные средства, предоставлено право на применение пониженных ставок налога на прибыль – от 13,5 до 16,5 % – на срок до трех налоговых периодов.
Льготы по налогу на имущество распространяются на объекты, созданные или приобретенные в процессе инвестиционной деятельности. Льготная налоговая ставка по налогу на имущество всего 0,1 %.
Кроме того, организациям, расположенным на территории региона, которые осуществили приобретение, создание, модернизацию, реконструкцию в рамках реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр приоритетных для Архангельской области, предоставляется право на применение инвестиционного вычета. Размер вычета установлен на уровне 70 % от расходов на приобретение объектов основных средств. Ставка налога для определения предельной величины инвестиционного вычета – 7 % в течение трех налоговых периодов.
Также с 2019 года действует программа Регионального фонда развития производства «Приобретение оборудования», которая предназначена для оказания финансовой поддержки промышленным предприятиям Архангельской области, в том числе предприятиям ЛПК на технологическое перевооружение обрабатывающих производств. Срок выдача займа –
до 5 лет, ставка – от 3 до 5 %.
А с февраля 2021 года действует совместная программа федерального
и регионального фондов развития промышленности «Проекты лесной промышленности». Она предназначена для финансирования проектов
по приобретению и модернизации технологического оборудования в сфере обработки древесины. Малые и средние предприятия ЛПК имеют возможность получить займы в размере от 20 до 100 миллионов рублей
в рамках совместной федерально-региональной программы
и до 20 миллионов по региональной программе на срок до трех лет по ставке от 1 до 3 % годовых.
Добавлю, что существенный набор льгот предусмотрен и законом
«О налоговых льготах для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Архангельской области». Среди них – пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, на имущество организаций. Кроме того, почти во всех муниципальных образованиях, относящихся
к территориям АЗРФ, установлена льгота по земельному налогу.
Правительство Архангельской области ведет активную работу
по формированию и представлению в Министерство экономического развития РФ предложений по перечню новых инвестиционных проектов
В настоящее время на территории региона в стадии проработки находятся три потенциальных инвестиционных проекта, которые могут быть включены в этот перечень.
Начинать надо с лесоустройства
- В апреле в Вологде проходило совещание по совершенствованию лесного законодательства. Какие предложения, на ваш взгляд, наиболее актуальны для развития отрасли?
- Я на всех совещаниях и форумах говорю, что нужно начать
с лесоустройства. Любой коммерческий проект должен начинаться с того, что надо понимать объем ресурсов, с которыми тебе предстоит работать.
Что говорить, если у нас лесоустройство двадцатилетней давности! И согласно этой уже давно неактуальной информации мы зачастую строим планы по вовлечению лесосеки в оборот, разрабатываем инвестиционные проекты и так далее. На данный момент достоверность информации
о состоянии лесов Архангельской области составляет всего порядка 20 %.
Это официальные данные из государственного лесного реестра.
По решению региональных судов, вынесенных на основании исков прокуратуры, на область возложена обязанность по проведению лесоустройства на территории лесного фонда общей площадью 14 миллионов гектаров на общую сумму порядка 2,1 миллиарда рублей. Для полной актуализации лесоустройства необходимо 5 миллиардов. Это огромная сумма. При этом ежегодный размер субвенции из федерального бюджета на реализацию всех переданных полномочий составляет порядка 750 миллионов рублей. На лесоустройство нужно выделять деньги, если мы говорим о новых подходах к освоению лесов.
В области разработана программа лесоустройства на 2021–2028 годы, в соответствии с которой планируется проведение работ на площади более
20 миллионов гектаров. Это позволит существенно обновить информацию
о лесах Архангельской области, рассчитать допустимые объемы изъятия лесных ресурсов, установить возможные и запретные зоны использования лесных участков. Кроме того, это даст хороший эффект для инвестиционной привлекательности Поморья.
Еще одно из наших предложений было связано с развитием лесных селекционно-семеноводческих центров и питомников по выращиванию посадочного материала. Новые технологии лесозаготовки, роботизация, информатизация отрасли приводят к тому, что освоение лесов становится в хорошем смысле этого слова всё более агрессивным. Появляется возможность вовлекать в оборот всё большие объемы лесосеки. Но чтобы это делать правильно и эффективно, нам нужно соответствующе подходить к процессу лесовосстановления.
На сегодняшний день выращиванием посадочного материала занимаются в 17 питомниках. Наибольшее количество посадочного материала с закрытой корневой системой выращивается в Устьянском лесном селекционно-семеноводческом центре. Всего же в регионе ежегодно выращивается 16 млн сеянцев, из них порядка 9 млн – с закрытой корневой системой.
На сегодняшний день в федеральном проекте «Сохранение лесов» не предусмотрено мероприятий, направленных на модернизацию и увеличение производственной мощности существующих лесных питомников и селекционно-семеноводческих центров. А это очень важно, так как в скором времени лесной бизнес может столкнуться с дефицитом посадочного материала для лесовосстановления.
Безусловно, модернизация существующих питомников экономически выгоднее, чем создание новых, поскольку уже созданы основные объекты инфраструктуры – дороги, административные здания, обеспечено водо- и электроснабжение объектов. При этом на федеральном уровне возможность создания лесосеменных центров на принципах государственно-частного партнерства не урегулирована. Поэтому мы предлагаем включить мероприятия по строительству, модернизации и увеличению производственных мощностей существующих лесных питомников и лесосеменных центров в проект «Сохранение лесов», а также дополнить перечень объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, установленный федеральным законом, новым подпунктом, определяющим возможность строительства питомников на принципах софинасирования государства и бизнеса.
- Еще одна проблема для лесной отрасли – подготовка кадров.
- Совершенно верно. Мы готовы поддержать наши крупные компании
в этом вопросе. Региональные власти уже готовят кадровую стратегию области. В Архангельской области работают два крупнейших университета, один из которых даже имеет статус федерального. Вот только не всегда выпускники вузов обладают необходимыми знаниями и навыками, которые требуются на рынке труда.
Лесная отрасль одна из наиболее уязвимых в этом смысле.
В техникумах ребят порой готовят на машинах и оборудовании 30-летней давности, которые можно увидеть разве что в музее, а никак не на лесной делянке. Поэтому работодателю приходится тратить время и деньги, чтобы на производстве доучивать молодых сотрудников. Надо сделать так, чтобы программы подготовки учитывали действующие реалии, а запрос
на подготовку тех или иных специалистов шел от бизнеса,
от непосредственного работодателя.
Переосмысление подхода к образованию, изменение программ обучения, подходов и методик подготовки кадров требует участия и бизнеса, и региональных, и федеральных властей.
В режиме диалога
- Насколько необходим сейчас диалог властей и лесного бизнеса для развития отрасли?
- Если безопасность, лесовосстановление, контроль за соблюдением лесного законодательства находятся в ведении властей, то планы освоения лесов, развитие ЛПК – задача бизнеса. Без диалога выстраивание эффективной политики по развитию лесной отрасли невозможно. Наша задача – создать такие условия, чтобы компании развивались, люди работали
и получали хорошие зарплаты, обеспечивали себе достойный уровень жизни. Нужно соблюсти баланс: с одной стороны, не потерять доходы в бюджет,
с другой – создать максимально комфортные условия для бизнеса, в которых он будет быстрее и качественнее развиваться.
Я стал инициатором создания Лесного совета области. Мне бы хотелось, чтобы этот совещательный орган давал нам возможность вырабатывать консолидированную позицию по вопросам развития отрасли, изменениям лесного законодательства. На территории региона есть несколько крупных игроков, у каждого из них, разумеется, существуют собственные интересы. Чтобы не принимать те или иные решения кулуарно, наиболее актуальные вопросы и будут обсуждаться в открытую за круглым столом Лесного совета. А вопросов немало. Несмотря на позитивные тенденции в развитии отрасли, имеется ряд острых системных проблем, в том числе связанных с обеспечением лесными ресурсами как лесопереработчиков, так и муниципальных образований, населения, с ограниченностью лесной инфраструктуры, прежде всего лесовозных дорог круглогодичного действия, неактуальными материалами лесоустройства, с незаконными рубками. Без консолидации усилий власти и бизнеса их будет не решить.
- Год назад после визита вице-премьера Виктории Абрамченко обсуждались возможность пилотного проекта по внедрению комплексного деревянного домостроения при поддержке государства. Какие шаги в этом направлении уже сделаны?
- Архангельская область определена как пилотный регион по применению деревянных конструкций в строительстве в рамках федерального проекта «Жилье». Поддержка малоэтажного деревянного домостроения позволит помочь жителям сельской местности региона улучшить условия проживания, может стать одним из способов расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Но сейчас процесс идет очень тяжело. Себестоимость деревянного домостроения пока выше, чем традиционного. Кроме того, существует проблема с некоторыми нормами безопасности при таком строительстве.
Но, уверен, деревянное домостроение обязательно найдет свою нишу. Возможно, это будет жилье высокого класса. Ну а говорить о росте объемов деревянного домостроения и снижении себестоимости можно будет, на мой взгляд, когда у нас появятся большие мощности по производству необходимых строительных материалов – арболита, клееного бруса, CLT-панелей и так далее.
- В этом году Архангельская область будет в шестой раз встречать гостей и участников чемпионата России «Лесоруб XXI века». За короткий срок площадка стала одной из самых ярких, динамичных и эффективных среди отраслевых мероприятий страны. Планируете ли вы посетить чемпионат?
- Действительно, я слышал много хороших слов о чемпионате «Лесоруб XXI века», о том, что это важнейшее событие для всей лесной отрасли страны. Конечно, я с удовольствием приеду в Устьяны. Для меня как губернатора это будет первое подобное мероприятие. На чемпионат приедут руководители всех ведущих предприятий лесоперерабатывающего комплекса Поморья. Поэтому именно на площадке форума планируем провести очередное заседание Лесного совета области и еще раз обсудить актуальную для отрасли повестку дня.